Рецензия на Точку сборки от Алексея Мажаева

2016-05-24_10-07-34Музыкальный критик, эксперт в области русской поп- и рок-музыки Алексей Мажаев написал рецензию на «Тропы не врут«, а конкретнее на компиляцию «Точка сборки». Она опубликована на сайте ИНТЕРМЕДИА. Мы даже успели повисеть на главной странице! ))

Статья опубликована на InterMedia

2016, «Тропы не врут»

Как сказала Нина Андреевна Орлович про Савву Игнатьевича Ефимова, «есть в нём нечто подлинное». Цитата сценариста «Покровских ворот» Леонида Зорина в последнее время нечасто приходит на ум применительно к рок-музыке. Современному состоянию дел в жанре куда лучше соответствует свежая цитата басиста Red Hot ChiliPeppers Фли:

— Когда в молодости я сказал, что хочу играть в рок-группе и зарабатывать этим на жизнь, мне говорили, что я чертов сумасшедший и что я никогда не устроюсь на приличную работу. «Ты разрушаешь свою жизнь», — говорили мне. Теперь же, если ты решаешь, что собираешься стать рок-звездой, это выглядит примерно так: «Отлично, вот тебе имидж-консультант, юрист и менеджер, посмотрим, что тут можно сделать. Прекрасный способ заработать денег, дружок».

«Нечто подлинное» сложно рассмотреть даже в лютых на вид «альтернативщиках» как-то чувствуется, что они видят в своей музыке не миссию, а какой-то бизнес-проект. Может быть, не такой прибыльный, как поп и шансон, но всё равно просчитанный. Возможно, поэтому всякое исключение выглядит вызывающе и обращает на себя внимание. Именно поэтому до сих пор слушают «Гражданскую оборону» и «Последние танки в Париже» и не могут оторваться от альбомов группы «Анимация», которая играет, как в 90-е, зато честно и на разрыв.

Полку подобных редких коллективов, похоже, прибыло. Саратовская группа «Тропы не врут» интригует уже одним своим названием. Эффект усиливается, когда узнаёшь, что команда себя характеризует как хард-бард-бэнд, а раньше она называлась «Турбаза «Волчья». Лидер группы Алексей «Belozer»Илюшин откровенно признаётся, что тексты в творчестве коллектива стоят на первом месте (и это в то время, когда большинство русских рокеров как бы стесняются главенства стихов над музыкой). Дебютный альбом «Точка сборки» это по сути сборник лучших песен за последние три года: ранее они выходили на синглах, а теперь изданы под одной обложкой на лонгплее.

Тексты да, интересные, но Алексей Илюшин скромно умалчивает о такой важной составляющей успеха, как подача. «Нечто подлинное», какая-то отчаянность есть в его интонациях, но почти летовская безысходность сочетается с шахринской душевностью и это выглядит непривычно и странно, но довольно завораживающе. Без обвинений во вторичности «Тропы» не останутся, но искренность вполне компенсирует этот недостаток. Верное настроение задаёт уже первая песня «У кукушки в гнезде» и следующие «Ассоль», «Ненадолго» с утверждением «смерть это не надолго, смерть это навсегда» и «Баба Зина». В последней можно расслышать, что Алексей Илюшин не чужд регги-аранжировкам, да и в текстах удачно сочетает трагическое и комическое: «Баба Зина остановит не только коня, а любую скотину». Впрочем, безысходный «Пессимизм» идёт «Тропам» куда лучше, ведь «Соловей питается червями». В «Холодец» группа подкладывает фольклорных интонаций, а «Глазки синие» в определённой аранжировке могла бы зазвучать как русский шансон.

Вторая половина альбома вообще выглядит гораздо более легкомысленно, демонстрируя и такую грань таланта Илюшина. Правда, когда он поёт про «Джунгли», «Енота», «Пингвина» (совместно с записным юмористом Василием Уриевским) и охоту «Без ружья», звучит это не столь ярко. Видимо, шутников и без «Троп» хватает, а вот искреннее пение на разрыв на трагические темы сейчас в дефиците поэтому первая половина пластинки цепляет гораздо сильнее.

Алексей Мажаев, InterMedia